Новости
31 марта 2018, 15:31

Иван Матюнин всю жизнь имел дело с железнодорожным транспортом

В нынешнем году, 14 сентября, исполнится 155 лет Коломенскому тепловозостроительному заводу. За годы своего существования Коломзавод строил мосты, вагоны, паровозы, электровозы, тепловозы, дизели, пароходы, трамваи и выпускал много другой продукции. И всё это делали люди, трудившиеся на предприятии. Об одном из них - Иване Евлампиевиче Матюнине сегодня вспоминает ветеран Коломзавода краевед Юрий Николаевич Запевалов, которому 29 марта исполнится 85 лет.

НА КОЛОМЗАВОДЕ хорошо знали Ивана Евлампиевича Матюнина. На предприятии он трудился 23 года.

Свою судьбу с заводом И.Е.Матюнин связал в 1946 году. Бравый старшина, отслуживший семь лет в армии, участник Великой Отечественной войны, истосковался по мирной жизни и работе.

Сразу после демобилизации приехал к отцу в деревню Ляховку. Около трёх месяцев отдыхал, помогал отцу по хозяйству. Но нужно было думать и об устройстве на работу.

Ещё будучи в армии, после окончания войны написал письма на паровозостроительные заводы в Коломну и в Ворошиловград. Намерен был работать по своей специальности - «техника паровозного хозяйства». Ответы получил с обоих заводов, обещали устройство по специальности.

Решил вначале попытать счастья в Коломне. Сошёл с поезда на станции Голутвин: завод рядом. В отделе кадров предложили работу в паровозосборочном или железнодорожном цехе. Вначале зашёл в паровозосборочный. Начальник цеха сказал, что может взять мастером. А в железнодорожном предложили должности старшего мастера или ревизора по безопасности движения. Поразмыслив, твёрдо заявил: «Оформляйте ревизором». Хотя начальник цеха отговаривал, приведя и такой аргумент, что оклад у ревизора всего 1000 рублей, а у старшего мастера намного больше.

А Матюнина привлекло другое. Должность ревизора контрольная и независимая. Ревизор не зависит от руководителя цеха. Он подчиняется главному инженеру. Вот независимость больше всего и прельщала. 7 лет в армии находился в постоянном подчинении кому-нибудь, хотелось свободы от приказов, окриков, заданий и отчётов.

РОДИЛСЯ И.Е.Матюнин 19 января 1919 года в городе Люберцы. Отец его работал на железной дороге в службе пути. Семья жила в железнодорожной казарме.

Окончив 6 классов в школе колхозной молодёжи, Иван Матюнин в январе 1934 года поступил в Ульяновскую железнодорожную школу ФЗУ. Год обучался там специальности, и направили юношу в Самару в паровозное депо работать слесарем.

Захотелось учиться дальше. Матюнин поступил в Куйбышевский железнодорожный техникум. Приходилось нелегко. На первом курсе оторвала от учёбы болезнь. На втором курсе из-за недостатка средств пришлось устроиться работать слесарем в мастерских техникума.

Несмотря на трудности, Иван Матюнин успешно защитил дипломный проект и получил направление на работу мастером сборочного цеха на Уфимский паровозоремонтный завод. Но не успел как следует освоиться на новом месте, как его призвали на действительную военную службу в Красную Армию. И уехал Матюнин на Дальний Восток.

Служить начал в 60-м отдельном путевом железнодорожном батальоне в Хабаровске. Через два месяца его зачислили в 7-й учебный железнодорожный батальон, который располагался в городе Свободный Амурской области. Служба и учёба нравились. Отлично сдал экзамены, и 26 июня 1940 года Ивану Матюнину присвоили звание отделённого командира.

Командиром отделения И.Матюнин служил в 68-м отдельном железнодорожном батальоне. Строили железнодорожные пути, мосты. Эту работу продолжали и когда началась Великая Отечественная война.

Воинскую часть отправили на фронт в январе 1943 года. Была поставлена задача поддерживать железнодорожные пути в рабочем состоянии, несмотря на бомбёжки и артиллерийские обстрелы.

В конце марта 1945 года был получен приказ возвратиться к месту постоянной дислокации в город Слюдянка Иркутской области. Сразу же приступили к строительству кругобайкальской железной дороги.

ДВА ГОДА работал И.Е.Матюнин ревизором по безопасности движения. Его ответственное отношение к делу было замечено начальством, и И.Е.Матюнина 1 октября 1948 года назначили начальником службы пути железнодорожного цеха. А 2 января 1950 года последовало новое назначение - заместителем начальника железнодорожного цеха.

Такие передвижения по службе оформлялись приказами администрации завода. А 15 ноября 1952 года в отношении И.Е.Матюнина был издан приказ министра транспортного машиностроения Ю.Максарёва за № 236-к. Первым пунктом значилось: «Тов. Матюнина Ивана Евлампиевича утвердить начальником железнодорожного цеха Коломенского паровозостроительного завода им. В.В.Куйбышева Министерства транспортного машиностроения».

В этой хлопотной должности И.Е.Матюнин проработал семь лет. С 12 августа 1959 года исполнял обязанности старшего инженера отдела главного конструктора. А 20 января 1960 года был назначен начальником строительства экспериментального цеха.

Летом 1962 года И.Е.Матюнин окончил Московский вечерний машиностроительный институт (Коломенское отделение), получил звание инженера-механика по локомотивостроению. И вскоре его назначили начальником рамно-кузовного цеха. А затем работал начальником бюро отдела механизации и атоматизации. Иван Евлампиевич успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Исследование транспортно-грузовых процессов на предприятиях машиностроения». 11 декабря 1968 года ВАК утвердил учёную степень кандидата технических наук.

И.Е.Матюнин решился сделать ответственный поворот в жизни: оставить производство и заняться учёной, преподавательской деятельностью. 9 апреля 1969 года приступил к исполнению обязанностей доцента кафедры подъёмно-транспортных машин Могилёвского машиностроительного института. Позже здесь же работал доцентом, профессором, заведующим кафедрой «Промышленный транспорт». Затем работал профессором на других кафедрах вуза.

В белорусском издательстве «Вышэйшая школа» вышли книги И.Е. Матюнина «Оптимизация транспортно-грузовых процессов на промышленных предприятиях», «Применение математических методов на промышленном транспорте», «Подвижной состав промышленного транспорта», «Эксплуатация и ремонт подвижного состава».

В 75 лет по собственному желанию Иван Евлампиевич Матюнин уволился из института. Последние годы часто болел: досаждали приступы стенокардии. Но несмотря на это, работал над книгой воспоминаний. Четвёртый том назвал «Коломзавод. 1946 - 1969 гг.». Вступительную главу закончил такими строками: «На заводе прошли мои молодые годы, наполненные тяжёлым трудом. Я хорошо узнал не только производство паровозов и тепловозов, но узнал много разных людей, людей с разными характерами и разными судьбами. Было много хорошего и плохого, время было непростое и оно стоит того, чтобы писать о нём, о том, что мы тогда чувствовали, как жили».

Иван Евлампиевич Матюнин умер 4 января 2000 года. К сожалению, книгу его воспоминаний так и не удалось издать.

Юрий ЗАПЕВАЛОВ, краевед

comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg